Зелёные тетрадки
Прежде чем рассказывать о героических судьбах наших земляков, хочу познакомить вас с Михаилом КОШАЛКО. Без него мой проект не был столь полезным, каким оказался. Вот как всё начиналось.
«У меня тут материал кое-какой накопился», - читатель выкладывает на стол бумаги.
Материалом оказались уникальные сведения, которые житель посёка Затобольск Михаил Кошалко собирал по крупицам день за днём. Началось всё, когда к Михаилу Ильичу обратился знакомый. Он много лет безуспешно искал следы своего отца, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны. Мол, ты же, Михаил, раньше в военкомате работал, может, связи подключишь. Да только связи в этом деле не срабатывают. Тут настырность нужна, кропотливость, а главное – даже маниакальный интерес. В этом на себе убедился Кошалко. Попытался помочь другу, и ушел с головой в дело восстановления имён солдат Победы. Теперь, говорит, остановиться не могу.
Мужчина тогда в начале двухтысячных увидел, как много имен наших земляков, восстановленных поисковыми отрядами, не востребовано. «Начал ведь с архивов, военкоматов, - рассказывает Михаил Ильич, - потом вынужден был осваивать интернет, чтобы связаться с поисковиками. Вот они-то и посетовали, что официально мало что получается. Тут бы человеческий фактор. Чтоб человек заинтересован был копать. Я оказался заинтересованным».
С тех самых пор семья Кошалко из Затобольска не знает, что и делать с главой семейства. Михаил Ильич постоянно в ворохах переписки, общении в интернете, а то и вовсе срывается и на своей машине в село. Подтверждать данные в районном военкомате. Он просто не считает, что это не его дело. Многие не понимают, ведь ищет не своих родных, а чьих-то. «То была не чья-то война, а общая, - отвечает на это пенсионер. – Принцип «Моя хата с краю» погубил бы тогда страну. И сегодня погубит, если его взращивать».
Карта военнопленного, многочисленные фото и даже фронтовые письма. Всё это собирает затоболец Кошалко. «Да только собрать – мало, - объясняет он. – Их ведь народ должен увидеть. Многие, кто давно смирился с участью родных как «без вести пропавших» и не знают, что их имена давно ждут возрождения. За последние годы много данных выдаёт Германия, о советских пленных. Огромная их часть еще не обработана, нужно помогать. Что уж говорить о поисковиках. И сегодня находят останки тел погибших, а там медальоны, документы. Данные по ним они выдают, а дальше ступор. Официальные запросы слишком много времени съедают. Вот я и предлагаю газете взять на себя роль рупора. Давайте сообщать о костанайских именах. Вдруг, хоть один родственник найдётся. Вдруг, хоть одна душа обретёт покой…»
Михаил Ильич говорил тогда, что забывать сегодня стали ту войну. Если раньше школяры эту тему на уроках истории жадно слушали, нынче уже спокойно относятся и к ней. Исправлять положение, считает мужчина, должны мы своим примером. «Я просто по сей день помню картинку из детства. Родился в 1950 году в Костанае. Так вот в то десятилетие я застал страшное. Пришли мы на базар, скопление людей, а, куда ни глянь, всюду калеки. Без ног, без рук, лица обезображенные. И это было нормой. Тот след войны до сих пор в моей памяти. Потому, возможно, ей и служу».
Особенно радуется костанаец, что внучка Вика заинтересовалась делом деда. Сначала просто по интернету ориентироваться учила, а нынче уж и сама душой болеть начала за каждое обнаруженное имя. Среди бумаг Михаила Ильича особенно заметны зеленые тетрадки. На каждой странице даты. Сюда-то и попадает каждый возрожденный костанайский фронтовик. Каждый день своей жизни нынче затоболец измеряет количеством найденных имён. Вот за 18 апреля запись: «Хаким Назарбаева, 1916 года рождения. Джетыгаринский район, аул № 3. Призван в пехоту в 1940 году. Умер в 1942 году в плену». «Его еще проверять нужно» - объясняет читатель. «Это как?» - спрашиваю. Оказывается, взять имя у поисковиков – полдела. Затем наш герой сверяет данные в базе данных «Мемориал», выбирает там костанайцев, и уже после работает с областными архивами. Когда всё подтверждается и на уровне области, нужен лишь выход на родню. Вот с этим мы и решили помочь читателю. И дело пошло. Тех зеленых тетрадок у нас в редакции «КН» уже целая пачка. Михаила Ильича периодически поддерживаем гонорарами или премиями. Чем можем. И в очередной раз благодарим.
К слову, в нашей области в поселке Затобольск есть образцовый памятник воинам ВОВ. Он появился благодаря инициативе Михаила Кошалко, добровольного помощника нашего проекта. Местные акимат и совет ветеранов его подержали. На Затобольской стене памяти нет ни одного родственника Кошалко, но здесь впервые благодаря ему появились не только фамилии фронтовиков Костанайского района, но и годы их жизни, звания. Имена обновлены. Их 206. На каждого бойца есть подробная информация: где родился, где похоронен, где служил, награды с описаниями подвигов.
-Приедут родственники издалека и смогут здесь, в местном совете ветеранов, получить всю информацию. За именами ведь судьбы, – объяснил нам Михаил Ильич.
Мы сотрудничаем с ним уже долгие годы. Его архивная работа, наша связь с поисковыми отрядами и с читателями вылилась в проект под названием "Возвращенные имена".
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО